Вера Кожина

Людмила Сергеевна Каргина - Произведения

Суббота, 20.04.2024, 08:37
  • Страница 1 из 1
  • 1
Произведения » Книги » В своих стихах останусь я » Людмила Сергеевна Каргина
Людмила Сергеевна Каргина
Поэзия и время в творчестве В. М. Кожиной

Я читаю стихи, никуда не спешу,
Все другое исчезло, кануло.
я стихами сейчас дышу,
В хмурый день словно солнце глянуло…
В. Кожина

Эти стихи - они обо мне... Новогодние дни отметились проливными дождями. Мне не мешает дождь, промозглый ветер - я читаю стихи - стихи, в которых нахожу для себя все.
Прежде всего привлекают стихи поэтессы тематическим многообразием. И среди этого многообразия убедительно звучит тема поэта и поэзии.
Что есть поэт? Что есть для него вдохновение? Как жить поэту надлежит? Благодарен, нет ли труд поэта сегодня?
На все эти вопросы, не лукавя душой, не кривя, ответит со свойственной ей искренностью и мудростью незабвенная Вера Михайловна Кожина.
Поэзия для самой поэтессы - это жизнь во все ее проявлениях. Поэзия, по Кожиной, - это мир, мир многогранный, прекрасный, многоцветный, многозвучный.
И запомнит каждый читатель, что начертано мастером поэтического слова. «Мир без нее невосполнимо пуст». Без нее - это без поэзии. Мир, в котором чуден «трепет утренний в лесу», «тонет даль в прозрачной синеве», «где шумят на ветру тополя», «где в степи расплескался ковыль».
Пусть не будут стихи нашей современницы первыми в жизни человека - не для детского восприятия они написаны. Но войдя в жизнь юного читателя, они отзовутся - должны отозваться - добрыми мыслями, чувствами. Прежде всего мыслями о Родине. И высветится отчетливо в сознании некрасовское: «Поэтом можешь ты не быть, но Гражданином быть обязан...» Моя любимая поэтесса... она «никого не учит, как правитель».
Но как проникновенно ее поэтическое слово, и тянутся к нему сердца другие, внимать и слушать строки дорогие, ведь строки эти о Родине. И как любит сама поэтесса.
Край с черемухой белой в мне,
Край весенний цветений и гроз,
Край, что Родиной я называю,
Обнимая стволы берез.
Уроки любви к Родине поэта Кожиной бесценны по своему морально-нравственному звучанию. Назначение поэта видит она и в том, чтобы проповедовать добро, вызывая у читателей желание его творить. Подкупает трепетное отношение поэта к процессу творчества. Ведь в самом деле интересно: как он, труд поэтический, вершится. Безусловно, основа - талант. Но, как оказывается, этого мало.
Лучшие лирические миниатюры, монологи-исповеди, стихи-признание рождались в период творческого подъема, в порыве вдохновения.
Вновь возрождаешь ты меня,
Нахлынувшие вдохновенье.
Вдохновенье для поэтессы - «долгожданный, верный друг», «как жизнь, как солнце или небо», «воды глоток, кусочек хлеба». Значит, одного таланта мало если обращается лирическая героиня - поэт как к самому близкому, дорогому, к вдохновению:
Не покидай меня, прошу
Что мне осталось в мире этом
Тобой живу, тобой дышу,
Твоим озарена я светом.
А свет этот, похоже, от Творца самого, к которому и сама поэтесса обращается:
Пошли мне, Бог,
Счастливую удачу,
Чтоб в мире вечном я смогла понять...
...Тайну гордой благородной Музы,
Что может нас внезапно озарять...
Судя по тому, сколько стихов написано поэтом, вдохновение было частым состоянием ее, чему она безмерно была рада: Настал мой час, и я пишу, Мой разум небо окрылило, И насладиться я спешу Великой вдохновенья силой...
И в часы вдохновения рождались стихи поистине пушкинской и есенинской силы, ведь и на ее стихи пролился «свет любви - Божественное чудо». «Свет любви» к людям, к Родине. Она жила поэзией, растворялась в ней сполна. «Я миг обнимала строкой», — с нежностью признавалась она. А ведь обнять хочется самого близкого, дорогого, любимого...
Миг объят строкой, но строка на бумагу ложится не сразу: будут мучительные размышления, поиски: «Ищу я вновь ненайденное слово». Горы словесной руды проходит через сознание, душу, сердце поэта, прежде чем явится Слово - нужное, емкое, значимое. И прежде чем это произойдет, «безжалостно вычеркиваю строки, пусть дозревают в памяти стихи».
Мотив мучительного поиска сопряжен еще с одним вопросом: а нужно ли?
Мой стих меня бросать не хочет,
Но набегает ночью мысль:
К чему рожденье новой строчки,
Неужто требует их жизнь?
Мне кажется, стихи этих поэтов и сейчас лежат на ее рабочем столе, на привычном своем месте...
Лежит передо мною том -
Читаю с упоением.
И он ведет меня в мир тот,
Где веет вдохновением.
Уже состоявшимся поэтом, она признавалась: «Ищу поэзии зерно...»
раздумья - о судьбах своей Родины, и о собственной жизни, и о мест своем в рабочем строю - сделали свое дело: явился нам поэт. А он «в России больше чем поэт», - как утверждает Евгений Евтушенко Поэт не отделен от жизни, от страны, от времени. Он - значительная часть ее.
Крылом души объемлю времена
Поэзии великой, лучезарной...
Требует, Вера Михайловна, требует! Воздействие стихов ваших велико. Ваша поэзия, говоря Вашими же словами, - «исповедница» которая шепчет каждому из нас:
Окупи взгляд в травы вольные,
В волны Дона золотистые —
В них увидишь звезды дальние
И сияние лучистое,
Лес, звенящий пересвистами, -
Он в моем свеченье нежится.
И природа станет близкою,
Так, что сердцу не поверится!
Сила воздействия стихов поэтессы объясняется ее собственным признанием, как всегда, предельно искренним:
Я напишу свой стих -
Не на досуге —
Когда он будет в памяти готов.
Нелегкое время выпало на долю поэта, и может быть, хотелось, но никаким высоким слогом его на миг не отдалить. В этом времени с нею ее стихи, ее читатели:
Всплывает строка, за нею целый ряд,
Стихи, стихи, как вечный листопад,
Им подставляю я охотно душу...
Весьма значим в стихах Кожиной словообраз «душа». Образ этот ассоциируется с высоким, горным. Он наиболее частотный в редком стихотворении не встречается слово «душа». Ключевое значение сло-вообраза связано с судьбой России, ее временем.
Ну, а кто же, по мнению Кожиной, поэт? Кем себя она осознает?
Поэт — как маг,
В стихах своих живешь
И сердце чье-то забираешь в плен ты.
И не ошиблась поэтесса, обладая, как водится, даром провидца. А как чисты, благородны ее помыслы:
Я жемчугом поэзии святой
Украшу мир свой, точно образами,
Она глядит в меня живой строкой...
И поэт-маг живет с глубокой убежденностью в правоте вековой мудрости:
Временем подмечена примета
Что посеешь, то сполна пожнешь.
Часто на уроках литературы я говорю своим ученикам: «Поэт наделен особенным даром: смотреть и видеть, слушать и слышать. И вот красноречивое подтверждение этой мысли я нахожу в стихах В.М. Кожиной:
Ах, поэт, не ведаешь покоя,
Только мне известно об одном:
Видишь ты в обыденном такое,
Что другим увидеть не дано.
И мне дана такая благодать:
Сказать свое, заветное, строкою
Спешу, спешу ее я дописать...
...Видимо, предчувствовала, что надо спешить... Особое место в этом тематическом ряду занимает стихотворение «Поэт и время». Рядовой эпизод - сюжетная основа стихотворения. Лирическая героиня зашла в книжный магазин и увидела пустую полку: «нету на витрине стихов, известных всем и нужных для души». Невыносимо горько состоявшемуся уже мастеру слова осознавать эту пустоту. А вдруг эта пустота соотносима с пустотой душевной. Зачем лукавить, - в какой-то мере это так, - в наше время где-то потерялся юный читатель. Но как же хочется успокоить вознесшуюся на небеса Душу поэта: много, очень много тех, кто готов убежденно повторить вместе с поэтессой:
...Мы давно к поэзии большой,
Душою приросли, как пуповиной,
Она как свет, издревле и поныне...
Помню - я в книжном магазине. Было это лет двадцать назад. Я не Могла отойти от книжной полки, глаза разбегались. Пять сборников стихов В. Кожиной я тогда купила...
А теперь? Тревожится сердце поэта. «В поэзии не стало прежних сил?» Да полноте! Сил только Вашей поэзии насколько хватит.
Как здорово, что Вера Михайловна назвала поэзию святыней. Это как дом, семья, мать, отец, Родина...
Бесподобный в стихотворении экскурс в прошлое, когда было еще труднее, тревожнее:
Шла мировая первая война -
Златые строки написал Есенин.
Не о войне - о прелести берез.
Он нам свою Россию преподнес
В стихах своих, пронзительных до боли...
А Кожина нам свою. Россию преподнесла не менее прекрасную, величественную. И хочется заверить поэта ее же словами:
У нас любовь к прекрасному в крови,
Душа народа — есть душа поэзии...

Тема любви в лирике Кожиной.

Что стоит жизнь без сияния любви.
Шиллер

Любовь - одна из ключевых тем в творчестве В.М. Кожиной. Поэтесса со свойственной ей искренностью отдала стихи о любви на суд читательский. Но почему о них так трудно писать? Может, оттого, что ещё будто слышишь её шаги в аллее из «зелёных елей», ясно видишь устремлённые на тебя глаза, в которых застыл какой-то вопрос. И в этих глазах - бесконечные всплески печали... Почему к этой теме трудно подступиться? Трудно ещё отделить понятие «лирическая героиня» от понятия «Я - Вера Кожина». Трудно потому, что читать эти строки, возможно, будет тот. кто был источником вдохновения этой удивительной женщины. Попробую.
Что значит любовь для лирической героини Кожиной? Ответ исчерпывающий, и он дан самой поэтессой:
Перед любовью в вечном долгу,
Жизнь без неё принять я не могу...
Любовь - это всё, это жизнь. Кто с этим утверждением поспорит. Спорить с этим - значит отрицать саму жизнь. А жизнь - она многогранна: успехи, взлёты, падения, муки, радости, тревоги, надежды, разочарования, слёзы, ожидания, потери, обретения... Такая многогранная у се лирической героини. И любовь. Как тут не вспомнить гениального \\, Бунина, утверждавшего: «Всякая любовь - великое счастье...»
И увидеть «лики любви» в стихах Кожиной - истинное наслаждение. Это словно жизненный свой календарь перелистать: и тем, у кого он ещё объёмный, и тем, у кого он «заметно поредел». Первым близка, понятна грань «любовь — ожидание», когда о любви не знаешь ничего:
Я с тобою в мечтах каждый вечер,
Я делю с тобой радость и грусть.
Всё живу я придуманной встречей...
Вот и строки из письма Татьяны Лариной явились в памяти: «Незримый, ты мне был уж мил...»
Любовь — ошибка... Кто не прошёл через это испытание...
Мы стали чужими, мы стали другими,
Не можем друг друга уже понимать.
Разрушено что-то, сберечь не смогли мы,
И знаем, что некого нам обвинять.
Почему так произошло?
Что ж случилось в самом деле?
Ошибочно мы за любовь принимали,
Что ею казалось и мне, и тебе...
И как подтверждение бунинских слов читаем мы искреннее признание лирической героини:
И всё же было для меня то счастье,
Когда судьбу испытывала вновь,
Когда твоё случайное участье
Я принимала за твою любовь.
Неразделённая любовь... И это испытала сполна лирическая героиня...
Мою любовь не отвергай, прошу,
К тебе ведь я от прошлого пришла,
Я образ твой давно в душе ношу:
Как талисман его я берегла.
Муки неразделённой любви сравнивается поэтессой с птицей. Мечется, томится душа, а ответного чувства нет. «Так бьётся птица, вновь пытаясь робко взлететь без одного крыла».
Любовь у Кожиной - это прежде всего длительная сердечная привязанность, полная боли и радости, тоски и блаженства, она то откровенная, обнажённая, то запрятанная в описании картин природы, в размышлениях о состоянии души.
Для Кожиной в истинной любви есть нечто общее с гармоничной природой. Природа в стихах о любви не только фон, но и действенное средство в раскрытии самых потаённых уголков души лирической героини, чаще всего обозначенной в стихах личным местоимением «Я». Именно повествование от первого лица делает стихи искренними, правдивыми, а потому и понятными каждому читателю. «Весной, под запахи лугов». «Любовь моя жила...». «И лето знойное» ей было нипочём, «и осенью под шум дождей... любви не таял след». «А в белоснежную метель» укреплялось в лирической героине мысль: не станет любви
— «умру теперь — нет жизни без тебя».
Только любовь дарит подлинное счастье. Для самой поэтессы, как убеждают читателя её стихи, любовь и существование без неё — две разные, несовместимые стороны жизни, и если погибает любовь, то и та, другая жизнь, теряет всякий смысл.
Интересно в этом плане стихотворение - диалог «Любовь и женщина», кстати, одно из немногих стихов, озаглавленных самой поэтессой.
И перед читателем предстаёт величественный, одушевлённый образ
- символ Любви. Одухотворённый образ - символ видится в облике женщины, разговаривающей с женщиной земной, в которой живёт огромное желание любви, но которая ещё не испытала её:
Ты так ждала любви,
Ты с нею не знакома?
Любовь - символ очень правдивый, силу свою над женщиной она называет - и справедливо - оковами.
В монологе-пояснении любовь раскроет все свои лики: любовь-ожидание, любовь — вспышка, любовь — самоотречение, любовь — утрата. Словом, любовь, от которой нет и не может быть покоя. Любовь продолжает свой страстный, убедительный монолог:
Во мне сгоришь до тла..,
От ревности умрёшь,
Утонешь вся в тревогах.
А может и случится любовь - потеря, измена. Мотив утраченной любви едва ли не самый доминирующий в стихах о любви поэта Кожиной.
Что же ответила Женщина земная? Надо ли удивляться тому, что
услышит в ответ: любовь - образ - символ?
Ответа нет иного:
Ради тебя, Любовь,
Идти на всё готова.
Испытание любовью готова вынести лирическая героиня Кожиной, боится она лишь одного: холодного сердца, изначально не способного любить, боится утратить способность вновь испытать это чувство: Боюсь -любовь вдруг растворится, Как тишина, как свет ночной, И никогда не повторится...
Прекрасна у Кожиной ещё одна грань любви: любовь-вспышка.
Я о любви уж больше не мечтала,
Её я больше не ждала...
Но случилось...
Лишь появился образ твой,
Задумалась, заволновалась...
это после того, как лирическая героиня чистосердечно призналась:
Мир для меня давно уже не топь Померкли краски, зори потускнели.
И что остается лирической героине, испытавшей любовь - утрату?
«Продлить любовь у жизни я просила» Если нельзя продлить былую, то встретить новую, настоящую. Она случилась, но мимолётная: дороги у влюблённых разные. Но как счастлива была она, влюблённая женщина. Впрочем, полюбившая, как мне показалось, его любовь к ней. Но как ей было хорошо, легко...
Меня обнимало рассветное утро, Прохлада ласкала лицо моё, руки...
И она. лирическая героиня, и окружающий её мир — сплошь гармония. А может ли быть иначе, когда «простор ослепительно южный, и ты ослепительно юный, а я с затаённой мечтой, что будешь ты рядом
со мной». Мечта остаётся мечтой, но как часто память возвращает лирическую героиню туда, «за озёра, хребты».
«Я мгновеньями теми неизменно живу», — признаётся она. Пережитые мною дорогие мне дни, Незабытой строкою легли в память они.
А кого из читателей - женщин не тронет такая забота, такая доброта, такое внимание к себе?
«Такой загадочный герой», «со взглядом кротким», «возьмёт вдруг мой рюкзак на плечи». А потом вдруг сразит ненавязчиво вопросом: «Ну, как дела? Устала очень?» А что же героиня? А она просто, по-женски признаётся: «Легко и вольно на душе». И уж вовсе голове закружиться, когда Рука с цветами белыми Ко .мне ложится на плечо.
Да ещё к тому же сказал он ласково и мило: «Росли у пропасти самом».
Прекрасные грани любви, пусть была эта любовь мигом, но любовью - потрясением.
Закроешь книгу стихов Кожиной, но они долго не отпускают. Вопросы, вопросы... И больше всего их после прочтения стихов о любви. Но ведь истина известная: если прочитанное оставляет больше вопросов, чем ответов, это произведение высокой художественной ценности. Таковы стихи Кожиной о любви. Один ответ читателем найден однозначно:
О, любовь, твои грани не счесть, А без них жизнь ничто и не значит!
---
Людмила Сергеевна Каргина
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 42, член ЛТО им. А.Недогонова

          
Произведения » Книги » В своих стихах останусь я » Людмила Сергеевна Каргина
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Фотография
из фотоальбома

Форма входа

Логин:
Пароль:
Все слова, комментарии, фото и видео взяты из материалов, сборников стихов Веры Кожиной


Copyright ООО "Фирма "РиК" © 2009 | Сайт управляется системой uCoz