Я родилась в провинциальном городе Шахты, видимо, жизнь определяет каждому место на земле. Сюда в середине прошлого века высылали из Москвы людей, отбывших наказание. А также прибывал рабочий люд в поисках работы, а работы на шахтах всегда было с избытком, особенно такой, которая не требовала квалификации.
Город детства - это город в заплатах, лежащий в окружении терриконов, источающих запах газа. В раннем возрасте я часто видела шахтёров, идущих с работы, покрытых толстым слоем угольной пыли, сверкали только глаза в чёрных глазницах, словно это были не люди, а роботы, передвигающие ноги. Это город-трудяга, но не мечтающий когда-нибудь превратиться из нищего в прекрасного рыцаря. Здесь люди пытались, а другого выхода не было, в тисках нужды тяжёлым трудом заработать необходимые средства на жизнь. Но этот труд мог обеспечить лишь существование.
Позже я писала. Породы холм, ещё дымящий,
Вобрал тепло горячих рук,
Простёр он в небо лик молящий,
Неся в себе оттенки мук...
В настоящее время шахты почти все закрылись, рабочие либо уехали на заработки в другие города, либо как-то приспосабливаются к жизни.
Отец мой, Михаил Павлович Ткач, вёл трудовое обучение в детском доме. Мама, Феодосия Поликарповна Овсе-ницкая, воспитывала троих дочерей, я младшая, поэтому в школе мне было учиться очень легко - предварительно класс обучения проходила с сёстрами.
В городе не было ни озера, ни речки, ни леса, но за длинным холмом, возникшим за железной дорогой ещё при её строительстве, была маленькая долина высоких трав. Я любила утром упасть в дикую траву и лежать в ней под солнечным ливнем, под звуки стрекоз глядеть в синеву, качающуюся на проводах, и ощущать себя вольной и свободной, частицей бесконечного мира, тонуть душой в его необъятности, словно небесный ангел уносил меня на своих крыльях в неведомую даль. Вот оно забвение - вдохновенный полёт! Я уходила со свидания с природой, и мелодия полёта в тайное обрывалась, словно капелька дождя на листике при первом дуновении ветра.
Я пыталась отодвинуть серые, однообразные будни и остаться наедине с природой, поэзией, своими мыслями. Я находилась в постоянном раздумье, в постоянном поиске чего-то, что, как мне казалось, мерцало впереди, в нем был заключен смысл моей жизни.
Мои мысли и сердце были прикованы к мыслям великих писателей, воплощённых в их произведениях. Я жила, душою растворялась в них, как растворяется снег под лучами яркого весеннего солнца, и открывалось великое и прекрасное, что поднимало меня над повседневной действительностью. Но я сердцем читала страницы крика души, где говорилось о мучительном одиночестве человека, о неизбежных и неотвратимых страданиях, о тщетности надежд.
Человеческий мир, наверное, не мог бы существовать без литературы, без воплощённых в ней мыслей и чувств. Они, словно зёрна, брошенные в почву, дают всходы, которые прорастают не менее значимыми мыслями.
Родители мои жили материально крайне скромно, но тянулись к искусству, стремились дать возможность получить своим трём дочерям высшее образование.
Отец любил литературу. Эта страсть передалась мне. Писать стихи я начала в школьные годы.
После окончания средней школы поступила на историко-филологический факультет пединститута. Закончив ВУЗ, работала в школе, ПТУ, институте. Когда я шла на работу в школу, в моей голове кружились стихи, и я торопилась успеть их записать. Так было часто.
Муза великих поэтов окрыляла меня, украшала мою жизнь, делала её возвышенней, чище, светлей, учила искусству слова. Творчество Есенина в мои школьные годы не изучали, я узнала его стихи позже. Это были стихи, которых давно ждала моя душа, они вошли в неё и надолго остались в ней. Моему волнению не было предела. Словно солнечный свет озарил меня и заслонил собой мой прежний мир, в котором душа трепетала и чего-то ждала, а чего - я понять не могла. И мне захотелось окунуться в мир поэзии, где годы "шумят, как ромашковый луг", в мир, который возвышается над обыденной жизнью, и отвлечься, хоть на немного, от привычного мира девочки с окраины.
Поэзия переполняла мою душу, но обстоятельства жизни диктовали своё, и в моём творчестве был большой перерыв.
Мои стихи часто печатались в городской и областной газетах, в коллективных сборниках. Но мой первый поэтический сборник "Уходит день" был издан в 1991 году.
В течение последующих десяти лет вышли одиннадцать книг, В 2004 году увидела свет книга "Избранное", в неё вошли, наряду со стихами, рассказы. Проза манила меня, хотелось прикоснуться к ней не только в качестве читателя, и -я написала несколько рассказов, один из них, "Смерть может подождать", был опубликован в 2001 году в газете "Литературная Россия".
Окунуться в поэтическое творчество - как окунуться в большой труд, но он не был для меня в тягость, я ощущала радость бытия, возможность жить в мире поэзии, познать что-то большее, чем обыденная жизнь, словно услышать неизбывный голос вселенной, почувствовать острее подступающий рассвет, глубину неба, ласкающий солнечный отблеск, подчиниться власти природы. Иногда мне кажется, что в моей памяти всплывают сквозь столетия оставленные мной строки, и они приходят в моё сознание в любое время дня и ночи.
Моя поэзия питалась потребностью выразить неодолимые чувства: восхищение необъятным миром, осознание непрерывных драм, пронизывающих мир, неутолённость любви, боль потерь...
Я всегда воспринимала жизнь в неразрывной связи с окружающим бесконечным миром. Всматривалась в него, старалась проникнуть в его сущность, заметить взглядом и постичь умом, восторженностью духа то сокровенное, божественное, что разлито в бесконечности. Всё это притом, что повседневность постоянно уводила в мир забот и тревог, где растрачивалась свежесть чувств, сжималась от боли душа. Жизнь, с её возвышенными идеалами, уступала жизни обыденной, с её драмами, муками, ошибками...
Мир снов волнует меня, заставляет задуматься над бездной, объемлющей земной шар, в ночи она проникает в наше сознание, будоражит разум, возникает ощущение единства бесконечности и человеческого духа, ощущение, что душа многое знает, но она есть тайна, на время вселяющаяся в нас.
Раздумья о вечной жизни не покидают меня, и не может быть иначе в этом таинственном мире...
Бескрайний мир - моя икона,
Пред ней в волнении стою...