12 апреля исполнился год с момента ухода из жизни донской поэтессы Веры Михайловны Кожиной. Целый год близкие привыкали к безвозвратной потере. Супруг Веры Михайловны - Валерий Яковлевич Кожин - устроил вечер памяти и помины. Близкие и родные, журналисты городских газет, радио и телевидения, шахтинские поэты собрались почтить память ушедшей из жизни доброй матери, талантливой поэтессы и удивительной женщины. К этой дате была издана книга «В своих стихах останусь я», в которую вошли стихи и проза Веры Кожиной, воспоминания о ней и стихи собратьев по перу, посвящённые другу-поэту.
На вечере памяти десятки людей говорили добрые слова, делились воспоминаниями о встречах с поэтессой. В зале звучали поэзия самой Веры Кожиной, её любимые музыкальные произведения и стихи-посвящения тех, кто знал её долгие годы. Вера Михайловна, по обыкновению мило и кротко улыбаясь с портрета, внимала происходящему.
Самыми трогательными были воспоминания мужа и дочери Анжелы - кто знал Веру почти полвека или с рождения. Поразительное впечатление произвело на меня выступление сестры Нины Михайловны. У сестёр очень похожи голоса. Это вызывало полный эффект присутствия самой Веры Кожиной.
От православного движения «Духовное наследие» города Шахты поэтесса Вера Михайловна Кожина, лауреат премии имени Недогонова за вклад в развитие культуры родного города, была посмертно награждена медалью «Покрова Пресвятой Богородицы». Из рук председателя правления РОМПД «Духовное наследие» Александра Туховского награду принял супруг поэтессы.
С Верой Кожиной я познакомилась в 1989 году, когда она стала посещать литературное объединение «Антрацит». Мне нравилась её скромность, порой граничащая с кротостью, интеллигентность, культура, образованность. Первое своё стихотворение она написала в шестом классе. Когда отгорели рассветы юности, поэзия отступила на второй план. Зрелые мотивации к творчеству привели её в литобъединение, засадили на долгие 20 лет за поэтическую тетрадь. С каждым годом всё более зрелые стихи выходили из-под её летящего пера. Появилась лёгкая женская проза, доступная пониманию широкого читателя. Рождался интересный, самобытный автор. Веру влекли три стихии: Природа, Любовь, Родина, что было близко мне самой. Сквозь личные переживания вставал глобальный, страдающий, нежный и опоэтизированный образ России. Поэзия Кожиной полна грусти, печали, светлой радости без бурных всплесков, надежды на лучшее в судьбе России. Строки из детства веют чистотой и наивностью. В её описании природа обладает живыми красками и звуками. Многолетний поэтический труд и работа над ритмом и рифмой дали чудесные плоды. Её стихи стали «вкусными», объёмными, осязаемыми. Я захотела их иметь в своей библиотеке, перечитывать время от времени. Мы обменялись сборниками.
За прошедший год я до конца не осознала потери Веры. Стихи из книг, подаренных мне Валерием Яковлевичем, читала чаще, чем когда бы это ни было. В дни рождения и помин Веры мысленно беседовала с ней. Вообще, за последнее время в адрес Кожиной сказано уйму добрых слов, так не хватавших ей при жизни. Много для памяти жены сделал Валерий Яковлевич Кожин. Он совершает это по-мужски щедро, великодушно и красиво. Видно, что утрата его безмерна.
Реквием Уходящему вслед посмотри,
Как звезде на излёте паденья.
Будет память, что сердце внутри,
Биться против людского забвенья.
Ты в портрет молчаливый вглядись
И прислушайся к слову живому.
Память сразу - голубкою ввысь
К незабвенному и дорогому.
Кто-то справа незримый идёт,
Проникает в деянья и мысли.
Снова прерванный снится полёт
Тех, кто в космос до нас ещё вышли.
Что осталось от прожитых лет?
Фотокадры - мгновения жизни,
Траектория проб и побед
И полёт от рожденья до тризны.
Не пророчь вечной памяти всем,
Ведь кому-то и вечности мало.
Жизнь и слава даются затем,
Чтоб Земля в смертных, нас пребывала.
Тамара Мазур
Шахты.SU